Ссоримся с пользой

Какие бы нежные чувства ты ни испытывала к друзьям и близким, иногда случаются конфликты, обычные спутники которых — обиды, крики, испорченные отношения. Однако психологи не зря утверждают, что ссориться не только можно, но и нужно. Главное — делать это правильно.

По существу

Иногда человек до последнего старается не замечать обиды. Когда чаша терпения переполняется, ты взрываешься по пустяковому поводу, выливая на головы близких весь негатив, накопленный за день, неделю, месяц. Сестре, надевшей твой плащ без разрешения, достается и за плащ, и за невымытую позавчера посуду, и за то, что когда вы учились в школе, она разболтала всем о твоей влюбленности в учителя по физике.

Если поведение близкого человека тебя раздражает, не держи это в себе, а скажи вслух. Возможно, то, что ты терпела долгое время, он готов изменить в считанные минуты.

Даже если выяснение отношений затягивается, помни о простом правиле: выражай недовольство, связанное с конкретной ситуацией. Не отклоняйся от сути конфликта и избегай отсылок к прошлым грехам, — перебирать старые обиды можно до бесконечности. Если хочешь сказать любимому, как тебя задело его опоздание на свидание, говори только об этом и не припоминай ему отсутствие цветов на 8 марта и нелюбовь к твоей кошке. Иначе вы легко отклонитесь от первоначальной цели — изменения ситуации, которая тебя не устраивает.

От первого лица

Не начинай выяснение отношений с нападок и обвинений: «Ты опять опоздала, хотя знала, что я жду, когда ты привезешь мне эти документы. Из-за тебя мне пришлось врать клиенту, и я не удивлюсь, если по твой вине он откажется заключать с нами договор». Все это лишь вынудит собеседника защищаться, и он может начать выдвигать встречные претензии. Ушедший в глухую оборону человек может не услышать твоих аргументов или не воспринять их, поступая назло тебе. Ведь и тебе самой редко хочется идти навстречу тем, кто с ходу выливает на тебя поток требований.

Используй «я-высказывания», то есть говори о своих чувствах. При этом важно не только перечислять эмоции, но и описать ситуацию, в которой они возникли, предложить вариант разрешения проблемы. Например: «Сейчас я ждала, когда ты привезешь эти документы, и нервничала, потому что пообещала клиенту, что они будут ровно в 10.00. Пожалуйста, в следующий раз приезжай вовремя, а если задерживаешься — позвони и предупреди». «Я-высказывания» хороши тем, что позволяют обсудить поведение другого человека, не обвиняя и не осуждая его.

Скажи «стоп»

Даже если твоего оппонента захлестнули эмоции, важно, чтобы ты сохраняла спокойствие: если вы оба начнете кричать или топать ногами, это ухудшит ситуацию. Так легко сделать из мухи слона, раздуть первоначальную стычку из-за мелочей до ссоры вселенского масштаба.

Поняв, что ты не в состоянии держать себя в руках, предложи отложить разговор до тех пор, пока вы оба не успокоитесь. Визави не соглашается? Просто выйди из комнаты.

Поддавшись отрицательным эмоциям, можно наговорить друг другу много такого, что способно навсегда испортить отношения. Особенно это касается близких и друзей: никто не может ударить так больно, как тот, кто знает твои «любимые мозоли».

Запомни: есть слова, которые нельзя говорить никогда. Кстати, с близкими людьми имеет смысл ввести так называемое «правило «стоп»: какое-нибудь кодовое слово или действие, которое быстро даст понять противоположной стороне, что она зашла слишком далеко и начала использовать запрещенные приемы.